Замминистра экономики Беларуси: в 2018 году санитарных требований станет в 10 раз меньше
Какие новшества принесет бизнесу пакет по либерализации экономики, когда декрет окончательно вступит в силу, об упрощении санитарных и норм пожарной безопасности, сокращении выдаваемых лицензий на 50% от общего объема, действии электронного реестра административных процедур, почему качество и уровень бизнес-образование сегодня заслуживают пристального внимания, и на каком свете сегодня находится документ по долгосрочной стратегии развития малого и среднего бизнеса до 2030 года, megapolis-real.by узнал у заместителя министра экономики Беларуси Дмитрия Матусевича в рамках Всемирной недели предпринимательства в Беларуси.
Отметим, что в сентябре 2017 года на рассмотрение президента Беларуси Александра Лукашенко был вынесен ключевой документ по либерализации в экономике Беларуси — проект декрета «О развитии предпринимательства», который предусматривает единые минимальные требования, в частности по пожарной безопасности, в области охраны окружающей среды и ветеринарии, предсказуемое налоговое законодательство, минимизирует вмешательство государства в работу субъектов хозяйствования, упраздняет административные барьеры, совершенствует порядок лицензирования и пр.
«Проделана колоссальная работа, участие в которой приняли, в том числе, представители бизнеса, и когда декрет будет принят, мы все будем счастливы. Но главное сегодня – это не просто принять законопроект, а браться и делать. Делать, делать, посмотреть на ошибки, извлечь опыт, исправить эти ошибки и продолжить работу в данном направлении. Нужно дойти в регионы и органы госуправления, чтобы разъяснить, как эти положения должны работать на практике», - сказал замминистра экономики Беларуси Дмитрий Матусевич.
- В связи с принятием пакета по либерализации в стране ожидаются большие перемены. И многие с нетерпением ждут этих новшеств. Расскажите более детально, чего ждать бизнесу?
- Думаю, бизнес уже сегодня должен чувствовать, что среда активно меняется. Конечно, предпринимательство регулируется законами, но в основном базируется на собственном потенциале. Что касается законодательства и создания условий для бизнеса, то мы надеемся, что за ближайший месяц все будет доведено до своего логического завершения, и уже с 1 января 2018 года ряд документов вступит в силу.
В данном пакете будут присутствовать нормы, которые идут от жизни, например, что касается развития агроэкотуризма. За прошлые 10 лет количество агроусадеб выросло с нескольких десятков до 2,3 тыс. И мы сегодня видим, что нужно корректировать некоторые положения, чтобы сделать эту сферу еще более гибкой, помочь ей развиваться активнее.
Хотите купить готовый бизнес в Минске? Топ актуальных предложений
Что касается новых норм по налоговому консультированию, то они будут внедрены не ранее 2019 года. Что касается Указа по развитию торговли и бытового обслуживания в сельской местности и малых городах, то для его внедрения отводится 5 лет. Относительно занятости и самозанятости физических лиц, думаю, показатель увеличится, если донести до людей на простом языке, как нормы указов будут работать на практике, ведь не все читают законы. Возможно, донесением этой информации должны заниматься не только госорганы, но и какие-то специализированные частные организации.
Указ по лицензированию, который сегодня находится на рассмотрении в правительстве, после принятия примерно наполовину сократит в физическом объеме количество выдаваемых лицензий. Кроме того, значительно сократится количество норм прямого действия. Если на данный момент действует 568 пожарных требований, то их станет 53, ветеринарные требования сократятся с 2,2 тыс. до 208, санитарных требований станет примерно в 10 раз меньше. И конечно, это большой шаг навстречу бизнесу, так как чем меньше требований, тем меньше вероятность совершить ошибку по незнанию. Возможно, будет отменена печать для бизнеса, появится больше возможностей для саморегулирования, но в связи с этим вырастет и ответственность. Также рассматривается мораторий на введение налоговых платежей до 2020 года.
Отметим, что премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков на открытии VII Международного форума предпринимательства, который проходил 13 ноября в рамках Всемирной недели предпринимательства в Беларуси, заявил, что 8 из 10 нормативных правовых актов, которые были разработаны в тесном взаимодействии с предпринимательским сообществом в рамках пакета по либерализации, уже подписаны главой государства, 2 документа находятся на его рассмотрении.
По словам Кобякова, документ предусматривает серьезное реформирование контрольно-надзорной деятельности - акцент в работе будет перенесен на профилактическую составляющую. Планируется введение института налоговых консультантов. У предпринимателей появится возможность получить профессиональный совет у специалиста, который будет нести ответственность за свои рекомендации.
Существенно упростятся условия начала работы для предпринимателей, будут расширены возможности для доступа к финансовым ресурсам.
- Одно из изменений, которое не вошло в пакет по либерализации, но над которым работает Министерство экономики сегодня – это создание электронного реестра административных процедур, коих в Беларуси насчитывается порядка 760. Какие возможности реестр принесет бизнесу?
- На данный момент совершен запуск тестовой версии электронного реестра. Надеемся, что в ближайшее время он заработает в полную силу и позволит осуществлять бизнесу процедуры онлайн в полном объеме.
Мы видим внедрение электронного реестра как минимум в два этапа. На первом этапе мы бы хотели получить справочное пособие, представляющее собой классификатор административных процедур в электронном виде. Мне очень нравится опыт Италии, где в городах стоят инфокиоски, и человек может получить четкий ответ на свой вопрос, например, куда нужно обращаться, и какой пакет документов подготовить, чтобы получить землю в выбранном районе. Система анализирует вопрос и предоставляет все необходимые сведения. Одновременно с этим действует открытая система и для госслужащих, чтобы чиновники были компетентны, отвечая на вопросы населения, даже если это не их основная специализация.
На втором этапе внедрения реестра мы планируем подойти к элементам электронного правительства, чтобы все административные процедуры, особенно по заявительному принципу, реализовывались через электронный реестр.
- В Беларуси сегодня много надежд на развитие малого и среднего бизнеса. Есть много целей, зафиксированных в разных программах, в том числе увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП до 40%, увеличение занятости в данном секторе. И государство делает сегодня большие шаги в этом направлении. Пример тому - пакет по либерализации. Какие еще значимые документы по развитию малого и среднего бизнеса разрабатываются сегодня?
- Помимо пакета по либерализации Минэкономики сегодня задействовано в разработке закона о хозяйственных обществах, в котором содержится много инновационных вещей, касаемо не только государственного, но и частного сектора. Документ был вынесен на рассмотрение в правительство 1 ноября 2017 года, и весной должно уже состояться первое чтение.
Также сегодня мы видим необходимость говорить о правоприменительной практике, прежде всего, это касается Указа президента о контрольной деятельности. Отдельного внимания заслуживает тема бизнес-образования, как в организационном плане, так и по содержанию, его уровню. Думаю, бизнесу нужно учить не только руководителей, топ-менеджеров и председателей наблюдательных советов, но и детей, начиная с сада.
6 актуальных предложений по продаже: помещения под услуги, торговлю, общепит
- А как насчет документа по долгосрочной стратегии развития малого и среднего бизнеса до 2030 года? На какой стадии находится документ, и когда ожидается его принятие?
- Департамент по предпринимательству уже провел ряд согласований с большинством госорганов. Мы выяснили мнение бизнес-сообщества на этот счет и, думаю, у документа есть большой потенциал. Надеемся, что он будет не только вынесен на рассмотрение, но и принят уже до конца 2017 года. В стратегии будет четко прописана концепция развития малого и среднего предпринимательства, которая должна лечь в основу конкретных шагов при разработке краткосрочной программы действий в перспективе 5 лет. Также, исходя из концепции, мы видим, что могут возникнуть некоторые институты, например, агентства по развитию предпринимательства в широком понимании государственного органа.
- Вы чувствуете сегодня улучшение диалога между государством и бизнесом?
- На данный момент у нас есть советы при большинстве министерств. Что касается Минэкономики, то мне нравится тот уровень сотрудничества, который сложился с бизнес-советами и приглашенными консультантами – он действительно продуктивный. И работа в данном направлении продолжится. Кроме того, сегодня принят обновленный состав Совета по развитию предпринимательства, поэтому говорю бизнесу: обращайтесь и к ним в том числе, не только к нам! Я не перекладываю работу, просто нужно стучаться во все двери, чтобы получить результат!
Мария Мелёхина
Читайте также: