Налоги можно снижать законно, а все «фокусы» в бухгалтерии видны сразу – эксперт
Как после реформы в 2019 году будут отбираться компании для налоговых проверок, можно ли будет узнать заранее о проверке, как ее пройти с наименьшими потерями, а также стоит ли «рисовать» расходы, чтобы снизить налог на прибыль и наступающей за это ответственности, megapolis-real.by узнал у директора и собственника аудиторской компании "БелАудитАльянс", председателя комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций", а в прошлом налогового инспектора и главного бухгалтера Елены Жугер.
- Какие изменения в налоговом законодательстве собственников ждут в 2018-2019 годах? К чему готовиться: ужесточению или послаблению? Изменятся ли размеры штрафов?
В конце 2017 года бизнес-сообщество получило подарок от правительства в виде Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». Документ задекларировал очередные направления развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности.
В рамках данного документа Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь проводится скоординированная работа по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь.
Что будет в окончательной версии Налогового кодекса, который вступит в действие с 2019 года, пока не понятно, потому как предложений по изменению очень много, но на стадии согласования со всеми инстанциями не все они будут приняты.
Особых изменений в правилах расчета налогов я бы не стала ждать. Будут, конечно, некоторые изменения в части осовременивания налогов и внесения наработанной практики, но сегодня речь скорее идет об изменении налоговой системы, правил и подходов при проведении контроля, системы взаимодействия с плательщиком.
- Как теперь будут отбираться компании для проверок? Как выстроить свою работу, чтобы не попасть в план проверок?
Правила контроля меняются. Приоритет в налоговой системе – предупреждение и профилактика правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Следуя требованиям времени, основной контроль будет проводиться дистанционно с учетом степени рисков бизнеса плательщика. Как показывает практика, контролировать всех и вся невозможно. Документальный контроль с выездом к плательщику будет проводиться с учетом определения степени риска совершения плательщиком правонарушения.
Критерии для оценки рисков утверждены приказом МНС от 09.02.2018 N 20 "Об утверждении критериев оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки" (далее - приказ МНС N 20) утверждены критерии оценки степени риска.
Оценить самостоятельно, на основании приведенных в приказе МНС критериев, придет ли вам проверка, невозможно. Более того, если вас поставят в план проверок, и вы будете не согласны, то информацию, почему вы туда попали, вам все равно не раскроют.
Ничего не меняется. Все что вам остается, исключить из работы критерии риска.
- Как успешно пройти налоговую проверку, на что, в первую очередь, стоит обратить внимание?
Самый простой способ успешно пройти проверку – готовиться к ней. Вот некоторые из практических способов самостоятельной подготовки к налоговой проверке.
1. Инвентаризация активов и обязательств.
Мой личный опыт и практика работы показывает, что это один из наиболее эффективных способов, который позволяет выявить ошибки в работе.
Проведите инвентаризацию имущества на всех объектах, где оно хранится. Сверьте его фактическое наличие с данными бухгалтерского учета. Проведите сверку расчетов с контрагентами. Если есть расхождения в расчетах, уточните их причины и отразите в бухгалтерском и налоговом учете.
Предложения по готовому бизнесу в апреле. Видеообзор
2. Внутренняя ревизия документации.
Проверьте наличие всех первичных документов, подтверждающих приходные и расходные операции. Если что-то не оформлено или не подписано, устраните. Если документ утерян, есть время его восстановить. Самое главное – проверьте наличие базы 1С за прошлые годы (просто беда какая-то в последнее время, базы теряются, бухучета нет).
3. Самостоятельный пересчет налогов.
Как правило, основные нарушения допускаются предприятиями при исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, поэтому им следует уделить особое внимание.
Пересчитайте налоговую базу. Проверьте наличие первичных документов, подтверждающих обоснованность применения ставок. Сверьте данные бухгалтерского и налогового учета на соответствие. Если есть расхождения, выясните их причины. Помните, что во время проверки этим все равно придется заниматься. Особенно проверьте наличие книги покупок за периоды, когда ее ведение в бумажном виде было обязательно.
4.Подготовка документации к проверке.
Продумайте, в каком порядке будете представлять документы (данные из программы 1С) налоговикам: в электронном или в бумажном. Оцените все риски.
5.Организация рабочего места для проверяющего.
Определите рабочее место для проверяющего. Желательно, чтобы это был отдельный кабинет, оборудованный только самым необходимым: стол, стул, стеллажи для папок.
6. Проведите налоговый аудит.
Бываю ситуации, когда проверки на предприятиях не проводятся значительное количество времени (от 5 лет и более). В этом случае, как правило, поменялся не один главбух. И проделать всю необходимую работу по подготовке к проверке достаточно сложно - и объем работы большой, и законодательство меняется так, что и не вспомнишь, что там раньше было. Пригласите специалистов аудиторов. Желательно, с опытом работы в контролирующих органах, и с пристрастием проинспектируйте ваш бухгалтерский и налоговый учет.
7. Подготовьтесь к неожиданностям.
К налоговой проверке надо подготовиться с финансовой стороны. Если у вас есть большие сомнения, что проверка не пройдет без значительных финансовых потерь, на всякий непредвиденный случай (например, арест счетов), сделайте предварительные расчеты за товар, аренду и другие неотложные нужды. Целесообразно так же руководству проверяемого предприятия провести переговоры с партнерами о получении займа в крайней ситуации.
- Как будет выстроена работа контролеров по отношению к фирмам-одноневкам? Предусматривает ли реформа более жесткие меры для таких субъектов хозяйствования?
Пока нет четкого представления в каком направлении пойдет реформирование Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 N 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».
По данному вопросу создана межведомственная рабочая группа, есть понимание, что реформа нужна. И не в сторону усиления санкций, а в сторону применения их к тем, кто работал с «однодневками» и таким способом уходил от налогов. Под санкции не должны попадать добросовестные плательщики, как это было в последние годы.
- Стоит ли «рисовать» расходы, чтобы снизить налог на прибыль? Как налоговики отслеживают эти нюансы, и чем это чревато для собственника?
Честно платить налоги – это для меня аксиома. Я против незаконного снижения налогов. Я – бывший налоговик. Все «фокусы» в бухгалтерии по снижению налоговой нагрузки я вижу сразу, для меня это очевидно. Как и для других налоговиков.
Неграмотная оптимизация налогообложения, в том числе и «нарисованные» расходы, имеет прямой путь к штрафным санкциям и в некоторых случаях квалифицируется уже по Уголовному кодексу.
Приведу пример из практики. Фирма А занималась оптовой торговлей. Учредителями фирмы А являлись гражданин Петров – 30% УФ, гражданин Сидоров – 30% УФ, гражданин Иванов - 40% УФ. Фирма в течение 2017 года заключила следующие виды договоров:
* договор на консультационные услуги с учредителем ИП Петровым, сумма услуг за год – 150 000 руб;
* договор на аренду оборудования с учредителем ИП Сидоровым на сумму 110 000 руб. за год;
* договор на управление организацией с учредителем ИП Ивановым на сумму 250 000 руб. за год;
* договор на аренду четырех легковых автомобилей с учредителем ИП Петровым на сумму 227 000 руб. в год;
* договор на маркетинговые услуги с учредителем ИП Ивановым на сумму 98 000 руб.
Какие магазины сегодня продаются в Минске?
Ошибки, допущенные при оптимизации:
Ошибка 1. Ни один из представленных аудиту договоров не имел иного, кроме акта оказанных услуг, подтверждения факта оказания услуг. Нет отчетов, документов, переписки и иных документов или устных пояснений по вопросу оказания услуг.
Ошибка 2. Часть из перечисленных услуг (консультационные и маркетинговые услуги) оказаны организации ее же учредителями. А это значит, что не вся сумма этих расходов будет включена в состав затрат, участвующих в налогообложении (часть 4 п.1-1.2 ст.131 прим.1 НК РБ – правило тонкой капитализации).
Ошибка 3. По всем полученным суммам вознаграждения от организации ИП-учредители не могут применить УСН, а платят подоходный налог по ставке 16% (подп.3.19 п.3 ст.286 НК). Экономия от оптимизации не очевидна.
Последствия
Расходы фирмы А по договорам с учредителями, описанным выше, на сумму 835 000 повлечет доначисление налога на прибыль в сумме 150 300 руб. Основание - пп. 1.10 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. N 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств".
Я не буду писать про штрафные санкции, критерии оценки ситуации для уголовной ответственности – не хочу вас пугать.
Налоги можно снижать законно и безопасно. Оптимизация – это значит грамотное применение норм законодательства, что дает возможность платить меньше налогов.
Не упустите возможность обсудить вопросы налового законодательства, подготовки к налоговым проверкам с Еленой Жугер и другими экспертами на семинаре "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ КОМПАНИИ И ИНВЕСТИРОВАНИЕ", который состоится в Минке 22 мая 2018г.
Подробности 22 мая 2018г. в Минске состоится семинар "Управление финансами компании и инвестирование"
Мария Мелёхина
Читайте также: