Анализ развития гостиничного рынка Беларуси в 2015 году
Директор ООО «Бизнес-проектирование» Александр Верес выступил на конференции «Hotel Invest Meeting» с презентацией «Гостиничный рынок Беларуси на 2015 год». Журналист портала megapolis-real.by выделил наиболее важные тезисы из его выступления.
Уровень ВВП на душу населения равен 17.610 долларам США. На 2015–2018 годы прогнозируется снижение на 2%, а затем рост по 0,5% в год. Беларусь – это экспортоориентированная страна, и экспорт составляет 47% ВВП.
Действительная численность туристов в год составляет не менее 7,5 миллионов человек плюс 2 миллиона внутренних туристов. Объём оказанных услуг туристам в 2013 году вырос на 59% (в миллионах евро). Лидирующие сектора – это гостиницы и экскурсионные услуги.
Минск – самый популярный город среди российских туристов для проведения майских выходных в 2015 году, по данным российского сервиса Oktogo.ru. Брест входит в первую 20-ку этого же рейтинга. Также популярностью пользуются Логойск, Силичи и Гродно.
Общий объём спроса на краткосрочное жильё – 5,4 миллиона человек. Гостиницы привлекают только 1/3 спроса, то есть имеется потенциал для роста. Причём гостиничный рынок Беларуси стагнирует в количественном выражении.
Большинство постояльцев – это небогатые жители Беларуси или соседних постсоветских государств. Качественное предложение недорогих одна-, двух- и трёхзвёздочных отелей для наиболее массового сегмента практически отсутствует.
Большинство гостиниц в Беларуси являются государственными. Международные гостиничные бренды представлены только в Минске. И это IBB*** (IBB Hotels), BonHotel, Hampton by Hilton и Hilton Doubletree (Hilton World Wide), CROWNE PLAZA (IHG Hotels), Renaissance (Marriot International), Marriott (Marriot International), Hyatt Regency (Hyatt Hotels Corporation). Белорусским гостиничным брэндом можно считать «Викторию», под таким название на сегодняшний день работают три гостиничных комплекса.
Что важно знать о государственной статистике по гостиницам в Беларуси?
- Методология расчёта средней загрузки не такая, как во всём мире – в Беларуси считается загрузка мест (показатель загрузки получается ниже).
- Много неконкурентных старых гостиниц с большим количеством номеров – низкая загрузка не отражает реальную картину на рынке.
- Количественные показатели ничего не говорят о качестве концепций различных отелей – на самом деле, большинство гостиниц на рынке слишком стандартные.
В результате, из официальных цифр сложно делать выводы и их нельзя сравнивать с международной статистикой.
Уровень цен выглядит следующим образом:
- от 8 до 30 евро за место в старых гостиницах без категории;
- от 30 до 80 евро за номер в 3-звёздочных отелях;
- от 80 до 250 евро за номер в 4-звёздочных отелях;
- от 120 до 600 евро за номер в 5-звёздочных отелях.
Наиболее современный подход к изучению того или иного рынка – изучение не стран и регионов, а конкретных городов. Ведь даже в самых развивающихся странах есть умирающие города, а в самых отсталых – главные центры бизнеса.
На сегодняшний день наиболее привлекательны для строительства гостиниц следующие регионы: Минск, Гродно, Брест, Солигорск, Барановичи и др.
Какие гостиницы, пансионаты сейчас продаются?
Дарья Курас